Поиск
  • Татьяна Ромашенкова

Мужики, айда «Аврору» резать!


7 ноября 1917 года легендарная «Аврора», холостым залпом известила о начале революционных событий в России. С тех пор, героический крейсер оброс легендами, приобрел статус флагмана военно-морской базы, пережил смену политического режима и уже в наши дни превратился в символ толерантного отношения нового поколения к революционным событиям прошлого. Однако, мало кому известно, что от легендарной «Авроры» после реставрации 1984 года, мало что уцелело: вся подводная часть корабля была срезана и варварски затоплена в Финском заливе под Петербургом, а его внутренняя отделка оказалась растасканной на стройматериалы.

«Растащим символ на сувениры»

Владимир Юрченко, бывший главный механик рыболовецкого совхоза «Балтика» на Сойкинском полуострове под Петербургом, отлично помнит, как в середине 80-х, под покровом ночи, несколько буксиров притащили и бросили возле берега 120-метровую подводную часть легендарного крейсера.


- К 70-летию революции мы построим новую «Аврору», о подмене никто не догадается, - сказали тогда военные, и поспешили скрыться.

Обалдевший от удивления механик наутро отправился к директору рыболовецкого завода жаловаться на врагов партии, покусившихся на святое – революционный крейсер! Но директор только руки потер: «нам-то оно и лучше: растащим символ на сувениры!».


– Я прекрасно помню события тех дней, – рассказывает Владимир Юрченко. – В совхозе даже клич бросили: «Мужики! Айда «Аврору» резать!». Брать разрешили все, что сможем унести. Народа откликнулось достаточно много. Имущество с корабля мы вывозили грузовиками. В первую очередь сняли металлические трапы. Позже их использовали при строительстве. С надводных частей отдирали медную обшивку – тогда весь корабль был покрыт слоем листовой меди. Обстановка во внутренних помещениях оказалась практически нетронутой. Многие забирали двери вместе с косяками и вынимали иллюминаторы.


Владимиру Юрченко больше всего приглянулся кафель, которым были выложены душевые на «Авроре». Плитки он снимал тонким шпателем, чтобы не повредить глазурь, упаковывал их в газеты и вывозил на дачу.


- Я как представил, что в этих душевых герои Цусимы мылись, восторгнулся даже! – вспоминает Владимир Михайлович. – Ну, думаю, надо баньку построить и полы в ней тем самым кафелем выложить: пусть мужики завидуют! Так оно и вышло. Такой бани как у меня во всей России не сыщешь! Вот разве что у Виктора Ларионова, старосты деревни Дубки, в деревянном уличном туалете, вместо окон иллюминаторы с «Авроры» установлены. Так вот когда его туалетом по назначению пользуешься, ощущение такое, что находишься в гальюне знаменитого крейсера.

По словам Юрченко, разграблявшие крейсер рабочие наткнулись на совершенно исправную систему пожаротушения. Она сработала, когда при помощи сварочного аппарата они стали вскрывать переборки. Половину корабля при этом залило пеной. Вот тогда сойкинские мужики и обратились в ленинградский КГБ с вопросом: по какой причине советское правительство избавляется от революционного крейсера?



"Аврора" в послереволюционные годы


Восстановлению не подлежит

Ответ оказался прост: формально «Аврора», до сих пор числящаяся боевым кораблем, выглядит как новенькая. Первый капитальный ремонт корабль прошел сразу после войны. На новые были заменены практически все пушки, судоремонтники поменяли деревянную палубу и полностью переоборудовали внутренние помещения. Вскоре, однако, встал вопрос о новых ремонтных работах. Железный корпус «Авроры» попросту сгнил. В трюме судна постоянно работали насосы, ежесуточно откачивая несколько десятков тонн воды. К началу 1980-х годов стало ясно, что в первозданном виде сохранить «Аврору» просто невозможно.


Очередная реконструкция, по сути, ставшая концом старого крейсера, оказалась приуроченной к 70-й годовщине революции и продолжалась три года. Реставрация «Авроры» началась в 1984 году. Мощные буксиры сняли крейсер с вечной стоянки и потащили его на Северную верфь. Там, в доках, крейсер революции попросту распилили на части. Нижняя часть судна, включая всю подводную, была полностью заменена на новую. Суровой переделке подверглось и то, что находилось над ватерлинией. К юбилейной дате «Аврора» вернулась на привычное место, а далее встал вопрос о том, что же делать с остовом, оставшимся на верфи.

Сдачу крейсера революции в металлолом в советские времена сочли бы идеологической диверсией. Вот и решили советские начальники спрятать настоящее судно на Сойкинском полуострове.

Последние сувениры

Сергей Иванцов, бывший техник рыболовецкого совхоза, в память о легендарном крейсере открыл личный музей «Авроры», в котором полно раритетов: подлинный спасательный круг с судна, дверь в кают-компанию, чугунный утюг.


- Музейщиков он вряд ли заинтересует, зато гладить им, накалив на плите, очень даже можно! – радуется Иванцов.


Впрочем, для того, чтобы полюбоваться сувенирами с «Авроры», вовсе не обязательно заходить в музей к технику. Всего-то и нужно – пройти по близлежащим деревням и повнимательнее присмотреться к домам, построенным в конце 1980-х годов. Части корабля, превращенные в стройматериалы, видны то тут, то там. Трапы, по которым передвигались матросы и офицеры, стали лестницами в жилых домах, металлические каркасы пошли на строительство теплиц, кое-где металлом покрыты крыши.


Разграбленное военными и рыбаками судно простояло у старого пирса несколько месяцев. Крейсеру революции оказался уготован совершенно незавидный конец. В чью-то светлую голову в военной фуражке пришла гениальная идея: загрузить металлический корпус камнями и утопить его в гавани, превратив в волнорез.

Затопленный остов "Авроры". Фото Татьяны Ромашенковой

– Залив в этих местах и в самом деле достаточно беспокойный, – продолжает Владимир Юрченко. – Весной и осенью пристать к берегу достаточно сложно, и волнорез здесь действительно необходим. Вот только из-за допущенных рабочими ошибок ничего хорошего из этой затеи не получилось. Груженное камнями судно пошло вбок, а затем и вовсе опрокинулось и затонуло совсем не там, где было запланировано. Сейчас это самый настоящий мусор, лежащий в прибрежной полосе. Позже местные коммерсанты хотели поднять остов, разрезать его и продать за границу как металлолом, однако военные запретили проводить какие-либо работы в их гавани.

Найти остатки крейсера революции, лежащие в прибрежной полосе, любой желающий может без всякого труда. Во время отлива корпус, вытянувшийся на 120 метров в длину, виден целиком. В окрестных деревнях место нынешнего расположения «Авроры» может показать кто угодно. Судно стало местной достопримечательностью. На фоне обломков охотно фотографируются туристы, аквалангисты ныряют за сувенирами.


– Летом этого года тут почти неделю ныряли какие-то ребята, приехавшие из Беларуси, – рассказывает житель Сойкинского полуострова Василий Мочалов. – Ничего интересного они, правда, не нашли и стали снимать медные пластины, сохранившиеся в некогда подводной части. Сказали, что порежут их на мелкие части и будут продавать как сувениры – по 500 рублей за обломок.


«Аврору» поднимать не собираются

Периодически крейсер революции атакуют охотники за черными металлами. Делать это в советские годы не решался никто. Переплавка одного из главных символов Октябрьского переворота считалась кощунством. Но времена изменились, и нынешние дельцы не видят в этом ничего странного. Корабль режется самыми варварскими способами, в Финский залив при этом попадает невероятное количество грязи. Конечно, Ленинградская межрайонная природоохранная прокуратура пыталась решить проблему подъема «Авроры» неоднократно, и даже составила длинный список объектов, затопленных в Финском заливе, которые следует немедленно поднять.


Есть в этом списке и останки «Авроры», да только поднимать их в обозримом будущем никто не собирается, невзирая на наказ Петра Первого: «Надлежит вам беречь остатки кораблей, яхт и галер, а буде упустите, то взыскано будет на вас и на потомков ваших».


– Прежде всего, это проблема идеологического характера, – считает заместитель прокурора Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратуры Олег Ермолин. – Использование металлических конструкций для строительства сооружений, защищающих от волн, в принципе допустимо. Не создавая помех для судоходства, «Аврора» может лежать в гавани, принадлежащей военным, еще очень и очень долго, тем более что судоподъем – дело дорогое и компенсировать свои затраты реализацией металла со дна тот, кто решится на подобную операцию, все равно не сможет. Так что, по всей видимости, крейсер останется в таком положении навсегда.


СПРАВКА "ЛЮДЕЙ РОССИИ"


31 марта 1897 «Аврора» была заложена на судостроительной верфи в Петербурге, и 11 мая 1900 года спущена на воду.


В апреле 1904 года «Аврора» включили в состав 2-й Тихоокеанской эскадры, формируемой для боевых действий на Дальнем Востоке. В походе судно зарекомендовало себя как один из лучших кораблей.


Кампанию 1907 года «Аврора» провела в плавании с корабельными гардемаринами на Балтике. После этого корабль прошел серьезный ремонт и модернизацию. До начала I Мировой войны «Аврора» каждый год совершала заграничные плавания, на крейсере проходили практику кадеты Морского корпуса, юнги и ученики школы строевых унтер-офицеров.


7 ноября 1917 холостым залпом «Аврора» известила о начале революции.


В 1918 году «Аврора» находится в отстое, а с весны 1919 года – на длительном хранении, в консервации.


В сентябре 1922 года специальная комиссия обследовала корабль и сделала заключение: «Внешнее состояние корабля и характер приведения его на долговременное хранение дают возможность после сравнительно несложных ремонтных работ привести корабль в готовность для использования его в качестве учебного корабля».


В 1927 году крейсер наградили орденом Красного Знамени за отличия в дни Октября.


В период 1940-1945 годов, всю войну «Аврора» простояла в Ораниенбауме.


В 1946 году проведен первый капитальный ремонт судна.


17 ноября 1948 года корабль поставили на «вечную стоянку» у причальной стенки Большой Невки.


1965 год – открытие военно-морского музея на борту «Авроры».


1984-1987 – реставрация к 70-летию октябрьской революции, в результате которой, большая часть судна оказалась затопленной в районе Сойкинского полуострова.

0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все