Поиск
  • Сергей Пантонинов

Невские извозчики. Как перебраться с одного берега Невы на другой во время навигации?

Три века назад среди рабочих-лодочников существовал весьма полезный и одобренный властями бизнес – перевозка петербуржцев с одного берега Невы на другой. Лодки были оснащены спасательными кругами и сигнальными фонарями на носу. Даже при большой волне, лодочники могли перевезти всех желающих на другой берег.


В первые десятилетия XVIII века сообщение между берегами Невы поддерживалось только на лодках. Строительство моста через главное русло Невы сопрягалось с большими техническими трудностями. Петр I полагал, что мост будет мешать судоходству. Однако по мере роста города необходимость его постройки стала ощущаться более остро.


Первые мосты через Неву были плашкоутные. Они собирались из поставленных в ряд барж и перекрывались бревнами - прогонами. В бурную погоду мосты снимали, и сообщение между берегами прекращалось, поэтому в городе существовали перевозы на лодках. На месте съезда к Неве у Перевозного переулка, у берега стоял плот со шлюпками. Артель перевозчиков занималась перевозом всех желающих "на ту сторону" за 5 копеек.


Летом кроме речных перевозов, существовало и пароходное движение по Неве: от 11-12 линии Васильевского Острова до Ириновской железной дороги и села Смоленского; от Островной линии до Крестовского острова; на Фонтанке между Калинкиным мостом, Летним садом и клиникой Виллие. Рейсы проходили от 7 до 11 часов вечера, пароходы подходили к пристани каждые 5-7 минут. Во время навигации ходили пароходы не только по Неве, но и по Екатерининскому каналу и по реке Мойке. Но ввиду небольшой потребности, эти рейсы в 1892 году были закрыты.


Зимой Нева оживлялась так называемыми "каталями", то есть конькобежцами, которые на санках перевозили жителей через Неву. Они прокладывали через реку по льду ровную гладкую дорогу, поливали ее водой, по сторонам расставляли небольшие еловые деревца - и переправа готова. Чтобы пробежать Неву с пассажиром, каталю достаточно было 3-5 минут.


Перевоз был и в электрических трамвайчиках. Первые линии электрического трамвая в Санкт-Петербурге появились не на суше, а на льду в 1895 г. Несколько лет в зимнее время по льду Невы ходили электрические трамваи по маршрутам: Сенатская площадь - Васильевский Остров; Сенатская площадь - Мытнинская набережная.



По мере того, как разрастался город, росло и количество несчастных случаев на воде… Неутешительная статистика привела к историческому моменту, когда с Высочайшего Указа от 27 июня 1867 года учреждалась особая правоохранительная структура - речная полиция. Ее чинам было даровано право на ношение униформы морского покроя. Вооружались они в соответствии с тогдашними морскими традициями и носили на поясе тесак морского образца. На речных полицейских возлагались обязанности по спасению на водах. В зимнее время чинам водной полиции предписывалось ограждать полыньи, охранять стоянки судов от бродяг, осуществлять контроль за состоянием санных путей и катков, проложенных на речном льду, а также контролировать спуски к рекам и каналам. В 1868 и 1869 годах эти обязанности были дополнены. Теперь представителям петербургской речной полиции предписывалось в пределах средней и малой Невы заниматься еще и освидетельствованием гребных и перевозных судов.


Современный вариант речной полиции был образован постановлением Совета Министров РСФСР от 15 июня 1984 года и получил название «Государственная инспекция по маломерным судам Российской Федерации (ГИМС России). Согласно Положению №65, утвержденному Советом Министров РСФСР 13 февраля 1985 года, главной задачей ГИМС является надзор за правильным пользованием судами на реках и каналах, а так же, производство регистрации и выдача прав на управление судном.

С появлением первых разводных мостов, перевозка пассажиров во время разводки и прохождения по реке кораблей, стала запрещена. Ни одно постороннее судно не может появиться в акватории Невы. Исключения составляют экскурсионные катера, получившие лицензию на свою деятельность. Однако, и они, до последнего момента не имели права хода между Дворцовым мостом и мостом Лейтенанта Шмидта. Этот участок Невы экскурсионные корабли были вынуждены обходить по рекам и каналам Петербурга: Мойке, Фонтанке, Каналу Грибоедова. Запрет был обусловлен небольшим расстоянием между названными мостами. 15 апреля 2003 года запрет был снят.

По новым правилам, маломерные суда имеют право движения вдоль кормы каравана судов и не могут пересекать Неву поперек. Проход лодок и катеров в открытый пролет мостов, где ходят танкеры и пассажирские лайнеры строго запрещен.

Несмотря на любые запреты, каждую ночь лодочники готовы предложить свои услуги и перевезти всех желающих на другой берег за определенную плату. Как правило, извозом занимаются небольшие лодки и катера, у которых нет официального места швартовки или арендованного причала на Неве. Команда из нелегальных лодочников – «извозчиков» - собирается по ночам на спуске к реке у Кунсткамеры – это чуть ли не единственный причал в городе, который еще не успела арендовать ни одна компания. Именно отсюда, пускаются в путешествие на другой берег предприимчивые владельцы водного транспорта и их пассажиры. Больше десяти человек на борт не берут. Фиксированной таксы за проезд не существует. Если в переправе нуждается один человек - могут за пятьсот рублей перевести, если группа подвыпивших отдыхающих – поездка обойдется не в одну тысячу, а если лодочнику с вами по пути, то можно и за спасибо доехать. В любом случае, если предстоит ночная переправа через Неву, меньше тысячи в кармане иметь нежелательно: пассажир может просто не понравиться лодочнику и получить отказ в извозе за стандартную таксу. Большинство экскурсионных катеров и лодок, так же занимаются частным извозом во время прохода каравана судов по Неве и нарушают законодательство. Рискуя потерять лицензию на проведение экскурсий, меньше чем пятьсот рублей с человека не берут, да и везут не всегда туда, куда необходимо клиенту. Как правило – это банальная переправа на другой берег, в то время, как «извозчик» за дополнительную плату готов везти от Дворцового моста, по рекам и каналам прямо до дома. Стоимость за эксклюзив будет составлять несколько тысяч рублей.



Еще пару лет назад, за незаконную переправу пассажиров можно было запросто лишиться прав: в ходу были три контрольных талона, которые выдавались при аттестации в ГИМС. За нарушения правил, лодочник мог лишиться одного из них. После того, как талоны заканчивались, от «извозчика» отбирали права. Приходилось идти на пересдачу. Теперь за нарушение правил движения в акватории Невы и незаконную переправу пассажиров предусмотрено Административное взыскание, в размере 5 МРОТ. Прав лишают в исключительных случаях: согласно п.7 «Положения о Государственной Инспекции по Маломерным Судам» от 8 июля 1997 года, ГИМС имеет право отстранять от управления судами лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, а также в случае совершения аварии со смертельным исходом…


Каждую неделю, по данным речного ОМОНа, на реках и каналах Петербурга совершается хотя бы одно правонарушение. Самое страшное из них произошло в ночь на 13 июня 1997 года. Лодка с десятью пассажирками и капитаном столкнулась с танкером. Девять человек удалось спасти, но тело одной женщины так и осталось ненайденным. До сих пор она числится пропавшей без вести.

Страшная история не приуменьшила число желающих перебраться на другой берег и не сократила число столкновений. Один из «извозчиков» признался, как несколько лет назад, осенью, во время наводнения и штурмового предупреждения вез пассажира от Дворцового моста. «Было два часа ночи, когда ко мне подошел пьяненький мужичок и попросил доставить его на Петровскую набережную. Там «Аврора» швартуется… Плывем в шторм, кругом лед, волны. И все бы ничего, только я возьми и расскажи флотский анекдот про «Аврору». Это подлинная история, которая случилась в начале прошлого века. Дело было так: учения Балтийского флота. Линкор «Марат» поднимает на мачту флаг под названием «Хер», который на условном флотском языке обозначает фразу – «конец учения». После этого, «Марат» ложится на курс уже закончившего учения крейсера «Аврора». Понятно, что в вольном изложении фраза «лег на курс» переводится как «пошел следом». И вот какой-то морячок отрапортовал о прошедших учениях: «Товарищ командующий! «Марат» поднял хер и лег на «Аврору». Короче, не заметили мы нефтеналивной танкер и в аккурат в бок ему въехали. Лодка перевернулась, треснула, а я с пьяным мужиком в холодной воде плаваю».


Как ни странно, большинство пассажиров, рискующих жизнью и пренебрегающих морской болезнью – не праздные отдыхающие, а мужья и жены, спешащие домой, дабы не вызывать приступы ревности у своих супругов. «Я занимаюсь извозом три года, - рассказывает капитан небольшого катера. - За это время мне пришлось около десяти раз составлять алиби мужьям. При этом история о разведенных мостах отметалась сразу: «если он лодочник, то почему он за тебя заступается!?». За три года я успел побывать и школьным товарищем, и мужиком из сквера, которому переночевать негде, и коллегой по работе. Самое главное в этом деле прийти с подвыпившим мужичком домой и начать извиняться перед его супругой за опоздание… Это стоит больших денег, потому что за ночь, занимаясь частным извозом, две тысячи я заработаю всегда. Меньше чем за десятку ни один лодочник не пойдет ругаться с чужой женой даже из мужской солидарности. У кого нет с собой денег - расплачиваются вещами, цепочками, кольцами…».


Владение катером или хорошей мотолодкой - удовольствие в большинстве случаев не из дешевых. Вторичный рынок частных плавсредств, по сути, только начинает формироваться и разброс цен весьма велик…

Купить катер типа "Амур" в нормальном состоянии можно за 210 тысяч рублей. При наличии пяти 350 тысяч реально приобрести тот же "Амур" с рубкой, а если еще и поискать хорошо, то и с импортным подвесным двигателем. За те же 350 тысяч можно купить яхту микро-класса в отличном состоянии. Имея 700 тысяч, можно стать собственником четвертьтонника в хорошем состоянии и полностью укомплектованного.



Как правило, основная масса сделок купли-продажи происходит осенью. И это понятно: судно уже отработало сезон, и владельцу лучше продать его сейчас, чем платить за стоянку, охрану, подготовку к сезону и тому подобное. Покупателям также выгодно совершить покупку именно осенью, чтобы иметь в запасе 3-4 месяца для приведения судна в порядок, переделки, ремонта. Весной цены, как правило, растут. Это вызвано и вложением средств владельцев на ремонт, восстановление, содержание, а также в силу повышенного спроса у покупателей. К весне цены возрастают почти на 30% от осеннего уровня... Завершающим штрихом покупки судна является его регистрация - аттестация экзаменационной комиссии ГИМС. То есть, необходимо явиться в инспекцию с договором купли-продажи и руководством по эксплуатации судна, которые подтвердят, что куплено оно законно. Далее - оформление карточки заявления и получение регистрационного номера для катера или лодки. После этого ГИМС выдает судовой билет (аналог техпаспорта), в котором указывается перечень оборудования, без которого эксплуатация маломерного судна запрещена. Кроме того, необходимо получить «права» - для этого надо закончить курсы при ГИМС, которые длятся полтора месяца.


Фото Замира Усманова

0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все