Поиск
  • Вячеслав Мирнов

Почему в Новой Ладоге начинается Староладожский канал?

Такой временной парадокс создал сам император Петр Великий.


Староладожский канал еще называют Петровским, но в самом начале своей истории он был просто Ладожским. Прорыли новую водную артерию вдоль побережья моря Нево, чтобы обезопасить судоходство. И действительно, характер у Ладоги морской, неуступчивый. Штормовые ветра и сильные волны на озере не редкость – это всем известно, и в указе Петра от 1718 года говорится, что одним сим летом с тысячу судов пропало…


Староладожский канал спас жизни множества моряков, но одновременно погубил тысячи тех, кто умер на его строительстве.


В «Историческом очерке развития водяных и сухопутных сообщений», изданном в 1900 году, указано, что «император Петр Великий по совершению молебствия собственноручно открыл работы по проведению канала в обход Ладожского озера». Говорят, что лично возил в тачке землю – и зная биографию Петра, этот факт не удивляет. Символическую эстафету приняла Анна Иоанновна, которая официально завершила строительство в 1730 году - собственноручно разрушила лопатой последнюю перемычку на территории Шлиссельбурга. Но фактически последним этапом строительства руководил генерал-фельдмаршал Миних, который известен в российской истории в том числе тем, что уговорил Петра перенести императорскую резиденцию из Стрельны в Петергоф. А во время русско-турецкой войны 1735-1739 Миних организовал осаду Азова и Очакова, овладел Перекопом, захватил столицу Крымского ханства Бахчисарай.


Идея Петра со строительством канала потребовала усовершенствования. Прорыть «канаву» длиной почти 120 километров, шириной более 20-ти и глубиной более двух метров и так было делом нелегким. Планировалось, что работы завершат за два года, однако строительство заняло около 12 лет и при жизни Петра прокатиться от Новой Ладоги до Шлиссельбурга по новому водному пути ему не удалось. А когда канал стал заполняться водой, то оказалось, что естественного водотока не хватает – «горизонт воды в канале выше горизонта вод Невы и Волхова», указано в «Историческом очерке».


- Уровень воды в Ладожском озере не является величиной постоянной и подвержен изменениям, - объясняется на портале plotina.info. - В те годы не было достаточной статистики за наблюдением этого уровня. Через год после начала эксплуатации канала, по итогам второй навигации стало ясно, что проектной глубины канала недостаточно.

Говорят, Петр Первый лично возил в тачке землю – и зная биографию Петра, этот факт не удивляет. Символическую эстафету приняла Анна Иоанновна, которая официально завершила строительство в 1730 году - лично разрушила лопатой последнюю перемычку на территории Шлиссельбурга.

Пришлось дополнительно строить шлюзы на обоих концах. А в конце XIX века в Новой Ладоге даже установили три паровые машины, чтобы поддерживать уровень воды. Ошибки проекта учли при строительстве Новоладожского канала. Он, кстати, тоже был переименован - искусственную артерию сначала назвали именем правящего в тот момент императора Александра II Освободителя, а с приходом советской власти переименовали в Новоладожский.


В 70-х годах XX века по каналу осуществлялись пассажирские перевозки, он является судоходным и в наши дни. А Староладожский канал с тех пор не имеет судоходного значения и постепенно зарастает травой. Собственно, на канал он похож сейчас только в Шлиссельбурге и Новой Ладоге, а выход судов непосредственно в Волхов невозможен из-за неработающих шлюзов. Однако весь комплекс сооружений Петровского (Староладожского) канала признан выявленным объектом культурного наследия, а два памятника-маяка, сооруженные в честь строительства Ладожского канала и обелиск в честь его строительства - памятниками федерального значения.



фото Лидии Верещагиной

Просмотров: 207Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все