Поиск
  • Татьяна Корнеева

Руководитель камнерезной мастерской Андрей Руднев: «Памятник Балабанову установят уже скоро»

Обновлено: янв. 13


Памятник Алексею Балабанову. Фото Замира Усманова
Несколько десятилетий назад москвич Андрей Руднев, выпускник Московского электротехнического института связи, любил ездить отдыхать в Ленинград. Сегодня это звучит странно, но прежде советские люди проводили свободное время не за границей, а в Прибалтийских республиках, в Крыму или в городе белых ночей. В одну из таких поездок Андрей познакомился со своей будущей женой. И, чтобы «любовная лодка не разбилась о быт», как в свое время писал Маяковский, Руднев принял решение переехать жить в город на Неве.

Вопрос о том, где жить встал сразу. К счастью, тесть позволил молодой семье жить у себя в квартире. Он в то время работал на комбинате «Скульптура» резчиком по камню, жил в доме Союза художников. Так Руднев стал соседом дочери Михаила Константиновича Аникушина. Самое известное произведение Аникушина– скульптура Пушкина возле Русского музея.


Дочь Аникушина жила ниже этажом, Рудневы не по своей вине дважды затапливали её. Но девушка была снисходительна к молодым и никогда не требовала денег за нанесенный ущерб. Но деньги были нужны. В 1988 году Руднев устроился работать на комбинат «Скульптура» резчиком по камню.

А когда Советский Союз окончательно распался, создал «Камнерезную мастерскую Андрея Руднева».

Причиной стало закрытие многих художественных мастерских комбината во всем Ленинграде. Новой власти стало невыгодно содержать мастерские, долгие годы специализирующиеся на работе с камнем, бронзой, лепкой. Они стали обременением для предприятия, которое платило арендную плату городу за использование площади. Так постепенно хозрасчетное отношение к искусству прекратило существование многих художественных мастерских.


- Практически в каждой мастерской были невостребованные городом скульптуры. Чаще всего не забирали изваяния Ленина, - вспоминает Руднев. – Во время перестройки я стал собирать их в коллекцию. Вез из всех мастерских, где Ленин оказывался ненужным, а нести на помойку было жаль. Так собралась большая коллекция изваяний вождя революции. В 1991 году в моей коллекции оказался и постамент к скульптуре Владимира Горевого «Фурманов на тачанке». Фурманов хорошо известен по произведению «Чапаев». После распада СССР его также отказались вывозить из мастерских: «Куда ставить военного комиссара?» - спрашивали все. А в 2008 году постамент от памятника Горевому все же пригодился. Он использовал его при изготовлении памятника Клодту, установленному на Васильевском острове в Петербурге.



Владимир Горевой – один из последних представителей классической монументалистики. Одно из самых известных его произведений – памятник Павлу I во дворе Михайловского замка в Петербурге.


Еще одно каменное изваяние в коллекции Руднева – Александр Сергеевич Пушкин, также остался невыкупленным.




Еще из мастерской Андрея Руднева не спешат забирать готовый памятник писателю Виталию Бианки. В свое время глава одного из муниципалитетов Ленинградской области заказал в мастерской изваяние писателя-натуралиста, но вскоре оказался на скамье подсудимых за нецелевое использование средств.

- Над Бианки работал скульптор, народный художник России Анатолий Дёма. Ему глава администрации успел заплатить за работу всего 50 тысяч. Резал камень Игорь Чес. Архитектор Всеволод Чурилин вообще не получил денег. При том, что стоимость самого камня была более ста тысяч, - продолжает Руднев. – На место заключенного под стражу главу муниципалитета, пришел новый глава. Но и к нему у правоохранительных органов также возникли вопросы и тот пустился в бега. Я предлагал внуку Бианки выкупить памятник, но у него нет денег. К Александру Дрозденко, губернатору Ленинградской области, я пока не обращался.


Памятник Виталию Бианки


Подобных невыкупленных скульптур в мастерской Руднева немало: люди вначале заказывают изваяние любимого композитора, например, а потом этот композитор перестает быть любимым… Зачем его выкупать? – рассуждают они.


Все невыкупленные памятники хранятся на территории мастерской. Выставить их за пределы охраняемой территории он не может: во-первых, по какой-то причине бомжи время от времени разводят костры на монументах. Но камень не выдерживает долгого нагревания и скоро трескается. Во-вторых, памятники часто становятся жертвами вандалов, их могут облить краской, например.


Но порядочных заказчиков, конечно, больше. В мастерской Руднева были изготовлены все скульптуры, расположенные по фасаду Константиновского дворца, памятники Исааку Шварцу, Петру Вельяминову, Марку Тайманову, Анатолию Равиковичу, Борису Штоколову, Исааку Штокбанту и многим другим. Не так давно Ирина Винер-Усманова, тренер по художественной гимнастике, заказала в мастерской Руднева постамент под восемь бронзовых скульптур для Дворца гимнастики, носящей её имя.


Вдова кинорежиссера Алексея Балабанова также обратилась в мастерскую Андрея Руднева с просьбой изготовить памятник ее мужу. Алексей Октябринович умер в 2013 году, но могильного памятника не было до сих пор.

Памятник Алексею Балабанову


- Надежда Балабанова пришла в мастерскую с уже готовым проектом, - рассказывает Андрей. – Памятник выполнен в виде древнего славянского креста. Внешне он кажется плохо обработанным, но такова задумка. На лицевой стороне постамента выбита фамилия, с тыльной стороны – имя и слова «Спаси и сохрани», по бокам годы жизни. Крест сделан из украинского корнинского гранита.


Памятник Алексею Балабанову

С инициативой установить памятник Балабанову уже выступал скульптор Александр Чернощеков. По задумке скульптора кинорежиссер должен был сидеть на скамейке возле своей могилы, чтобы любой желающий мог присесть рядом и мысленно поговорить с мастером. Но вдова Алексея Октябриновича не согласовала проект. В итоге - обратилась в мастерскую Руднева. Как только земля оттает и начнется «сезон» на кладбище - с 15 мая по 15 октября, мемориальный крест Балабанову установят на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.


Бывший Губернатор Петербурга Владимир Яковлев обращался в мастерскую Руднева, чтобы установить памятник супруге на кладбище в Комарово; Владимир Путин – памятник родителям на Серафимовском кладбище; нынешний губернатор Петербурга Александр Беглов – матери на Смоленском кладбище.


Конечно, памятные надгробия – лишь небольшая часть работы мастерской.

Например, огромная скульптура Беринга, работы Даниила Каминкера, будет установлена уже в ближайшее время. Когда-то бывший губернатор Чукотки Роман Абрамович сделал заказ, чтобы установить скульптуру в Чукотском автономном округе. Но после сложения полномочий работа осталась невостребованной.

Еще две работы уже Дмитрия Каминкера, посвященные Рембрандту и Набокову также установят совсем скоро. Памятник работы Андрея Макеева "Жак-Ив Кусто" тоже ждёт своего часа.


памятник Жаку Иву Кусто

В 2021 году Андрей Руднев обращался с письмом к депутату Государственной Думы Виталию Милонову, чтобы тот способствовал установке памятника поэту Николаю Гумилеву на месте его гибели в Бернгардовке. Но Милонов сослался на отсутствие средств.

- Было печально получить такой ответ, тем более, что в 2021 году исполнялось 100 лет со дня смерти поэта и 135 - со дня рождения, - резюмирует член Союза художников, руководитель камнерезной мастерской Андрей Руднев.


Фото Замира Усманова и из архива Андрея Руднева

Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все