Поиск
  • Татьяна Ромашенкова

Хореограф Эдвальд Смирнов: "В женских работах нет божественного начала"


На протяжении многих веков театр был мужским атрибутом. Все это время сильный пол с успехом исполнял женские роли и деликатно кутался в женские юбки. А, что, собственно, странного в том, если мужчина-гетеросексуалист наденет на себя эту непременную часть дамского туалета и выйдет на сцену?! Деторождаемость от этого не уменьшиться, а вот число удивленных глаз увеличится точно! Об этом и многом другом рассказал профессор Академии Русского балета им.А.Я.Вагановой Эдвальд Смирнов. Много лет он работал с Романом Виктюком. Те самые танцы в «Служанках» были поставлены именно Эдвальдом Арнольдовичем.

- Конечно, мужчина в платье, сразу же привлекает внимание и создаёт эффект скандала, но это происходит только из-за желания во всём видеть порок и гомосексуализм, - считает Смирнов. - Попробовал бы кто-нибудь назвать актеров, игравших в «Служанках», - геями! Единственное в чём можно обвинить этих артистов, так это в сумасшедшей энергетике и безмерном таланте.

Женщина изначально имеет меньше возможностей воплотить свой талант адекватно замыслу. В этом я убеждаюсь в течение жизни: нет ни одного хорошего композитора женщины; я не знаю ни одного приличного художника, хореографа, дирижера с женским именем.

- Вы неадекватно относитесь к женщинам.

- Женщина может чувствовать, но выразить так, как хотелось бы, она не может. В этом и состоит основное отличие женщины от мужчины. Она предпринимает попытки, но всегда не доходит до уровня мужчины; в её работах нет божественно начала. Она творит, как женщина: там, где нужна трагедия – она сделает мелодраму; там где должен звучать Софокл, звучит Ахмадулина… Хотя Ахмадулина, Ахматова и Цветаева – талантливые личности; но когда я читаю их стихи, - это женские стихи. Я не могу сказать, что они в состоянии писать так же сильно как это делал Бродский. Некоторые строки просто потрясающи, но они всё равно - женские.


Талант, который может воплотиться достаточно адекватно своему замыслу – это прерогатива мужчины. Очень много талантливых женщин, но выразиться так, как они бы это сделали, если бы были мужчинами, они не могут. У женщин бывают очень хорошие замыслы, но им никогда не хватает силы их воплотить в жизнь.


Здесь все очень просто: в мужчинах заложена более сильная энергетика. Когда французы представляли своих «Служанок», то это было в сотни раз слабее, чем, если бы в спектакле работали мужчины.

Театр сам по себе всегда считался мужским атрибутом. Это уже потом стали вводить в труппы женщин. Думаю, в этом есть какая-то серьёзная логика жизни, потому что когда мы смотрим театральные постановки, то видим, насколько мужчина может исполнять сильнее женщин определённые роли.


- Женщин надо гнать из театра?

- Это крайние меры! Все должно быть. Но мне интересней работать с мужчинами, хотя, не во всех ролях. Я не представляю, что мужчина был бы интересен в роли Кармен, - там должна быть именно женщина, со всеми её пороками, недостатками, сильной отрицательной энергетикой, которая наверняка была у героини. Точно так же я не могу представить себе небритого мужчину в образе пушкинской Татьяны из «Евгения Онегина» с ее наивностью и чистотой. О женах декабристов, покинувших парадный Петербург, чтобы разделить участь мужей, (кстати, не всегда любимых!), даже говорить не стоит: они – настоящие героини.


Мужчина сильнее женщины именно по творческим позициям. Это жизнь. Хотя женщины постоянно пытаются доказать, что все равноправны. Но в мире этого никогда не было и никогда не будет. Недаром, человек просыпается на Востоке и каждое утро благодарит Аллаха за то, что он родился мужчиной.


- Вы против равноправия?

- В жизни никогда не будет равноправия ни между мужчиной и женщиной, ни между сильным и слабым, ни между богатым и бедным! Такова реальность. Хотя женщины постоянно утверждают что они находятся на одном уровне с мужчинами, а в некоторых моментах, даже, превосходят их. Тем не менее получается, что у женщин от рождения меньше тяги к творчеству, чем у мужчин. Может быть поэтому, у них практически никогда не получается, как творцу, достичь высочайшего уровня.


- Мужчина в женской роли более убедителен?

- Когда мужчина надевает юбку и выходит в зал – сразу же создаётся интрига пародийного характера или элемент скандала и грязи. Но всё зависит для чего он это делает!

Если я вижу мужчину в женском наряде с ярко накрашенными губами, у меня сразу возникает настороженность, потому что на девяносто восемь процентов это рассчитано на какую-то глупость и дешёвые хохмы. Здесь важно, является ли показанное, действительно, искусством.

Если это делается ради серьезной цели, то это интересно. А если мужики надевают юбки и просто танцуют танец маленьких лебедей – это капустник или дешёвка. Должно происходить непременное развитие сюжета, в нём должны быть заложены идеи; если этого нет, то это не завораживает и не привлекает внимания, и кроме резких отрицательных эмоций ничего не вызывает.


В этом плане очень интересен театр Кабуки. Но опять же, не тем, что в нем играют мужчины, а потому что они блестяще это делают. Я помню у них монолог матери, потерявшей сына, ищущей его. Я не знаю японского языка, но когда актёр начал играть, это так взяло за душу, что стало для меня одним из самых сильных жизненных ощущений: я видел, как страдает душа женщины во всех её многограннейших проявлениях. А говорить, что мне нравится Кабуки оттого, что там играют мужики – смешно и нелепо.


- Сексуальность должна присутствовать в искусстве?

- Импотент не может создать произведения, потому что творчество всегда построено на собственном опыте и переживаниях, жизненной энергии.

Чтобы стать интересным, человек должен быть достаточно активным и идти от себя, а не от чужого понимания мира. Часто сексуальная энергия переходит в творческую, но это не значит, что сексуально активный человек может сделать интересный спектакль. Любой режиссёр должен пропускать всё через себя и понимать, откуда что берётся. Даже когда люди воруют чужие идеи, они всё равно воплощают их так, как делают сами: банально и пошло, а не как это сделали бы Босх, Моцарт или Бежар.

Всё это можно объяснить на таком примере: человеку надо перенести предмет с одного места на другое: женщина подходит и не может этого сделать, хотя пытается изо всех сил. Тогда женщина подходит к мужчине и просит его помочь. Мужчина подходит и переносит его безо всяких усилий. Эта картинка определяет то, о чём сегодня мы говорим.

Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все